2023 год объявлен Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Годом педагога и наставника. Одна из главных ценностей гимназии № 105 – замечательные учителя, знающие свое дело и умеющие посвятить в него учеников. Наши коллеги с их яркими педагогическими достижениями поистине заслуживают звания «Гордость 105-ой». Расскажем о некоторых из них.
Раевский Владимир Викторович
Учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 105 им. Н.И. Кузнецова», стаж работы в области общего образования – 35 лет. Раевский В.В.– учитель высшей категории, Заслуженный учитель Республики Башкортостан, Отличник образования Республики Башкортостан, победитель республиканского конкурса «Учитель года русского языка и литературы – 2010», приобрел среди коллег, учащихся и их родителей заслуженный авторитет и уважение благодаря своему профессионализму, интеллигентности и такту. Особое внимание педагог уделяет индивидуальной работе с одаренными детьми, готовит их к олимпиадам и научно-практическим конференциям, добиваясь высоких результатов. Преданный своему делу, Владимир Викторович прививает любовь и к художественному слову: его ученики неоднократно становились призерами районных и городских этапов конкурсов чтецов, различных творческих конкурсов. Применяемые им на уроках инновационные технологии обучения способствуют достижению высокого уровня обученности выпускников гимназии.
Кулешова Тамилла Адалятовна
Кулешова Тамилла Адалятовна работает
в cистеме образования города Уфы РБ на протяжении 15 лет.
С 2006 года по 2015 год работала в БГПУ им.
М. Акмуллы в должности ассистента кафедры английского языка,
с 2007г. по 2011г. обучалась в аспирантуре БГПУ им. М.Акмуллы по специальности «Германские языки»; с августа 2014 года и по настоящее время работает учителем английского языка в МАОУ «Гимназия № 105 им. Н.И. Кузнецова». Особое внимание Тамилла Адалятовна уделяет индивидуальной работе с одаренными детьми, готовит их к олимпиадам и творческим конкурсам, добиваясь высоких результатов. В 2021 году награждена Благодарственным письмом Министерства образования и науки Республики Башкортостан за подготовку победителя регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку.
Зараева Яна Александровна
Зараева Яна Александровна работает в должности учителя начальных классов в системе образования города Уфы РБ более 10 лет. С 2009 года по 2010 год работала по направлению в МБОУ СОШ с. Надеждино Иглинского района, с августа 2010 года и по настоящее время работает в МАОУ «Гимназия № 105 им. Н.И. Кузнецова».
В своей деятельности педагог, являясь сторонником нововведений в процессы обучения и воспитания, активно использует передовые методики и педагогические технологии, элементы личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, которые способствуют развитию познавательных интересов и творческих способностей обучающихся.
Яна Александровна активно участвует в работе школьного методического объединения учителей начальных классов, делится профессиональным опытом. В 2018 году становится победителем городского конкурса с присвоением профессионального звания «Педагог-исследователь».
Бурмистрова Марина Анатольевна
Учитель физики МАОУ «Гимназия № 105 им. Н.И. Кузнецова», стаж работы в области общего образования – 27 лет. Учительское мастерство, творчество, любовь к детям, ответственность Марины Анатольевны вызывают заслуженное уважение коллег и воспитанников гимназии. Её ученики – призеры регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике, победители олимпиады «ФИЗТЕХ», призеры регионального и городского этапов «Кубка по физике», победители межвузовской олимпиады по физике на Кубок им. Ю.А. Гагарина, активные участники ежегодного чемпионата «Построй карьеру в ОДК», победители и призеры научно-практических конференций. На протяжении многих лет ученики педагога показывают высокие результаты на ЕГЭ. В 2019-2020 учебном году обучающаяся 11 класса сдала единый государственный экзамен по физике на 100 баллов. За заслуги в области образования в 2011 году Бурмистрова М.А. награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.
Метельская Евгения Михайловна
Учитель информатики МАОУ «Гимназия № 105 им. Н.И. Кузнецова», стаж работы в области общего образования – 31 год. Евгения Михайловна – квалифицированный и компетентный специалист, с широким кругозором, активно применяющий современные методики и педагогические технологии в процессе обучения и воспитания обучающихся. Результатом работы педагога являются успехи учеников в предметных конкурсах, олимпиадах и конференциях. На протяжении нескольких лет ученики Евгении Михайловны показывают высокие результаты на ЕГЭ. Индивидуальные показатели ЕГЭ по информатике выпускницы 2020-2021 учебного года составили 100 баллов. За заслуги в области образования в 2014 году Метельская Е.М. награжден Благодарственным письмом Министерства образования и науки Республики Башкортостан.
Наумов Сергей Александрович
Учитель истории и обществознания МАОУ «Гимназия № 105 им. Н.И. Кузнецова», молодой специалист, стаж работы в области общего образования – 4 года. За непродолжительное время работы показал себя инициативным, творчески работающим педагогом. Наумов С.А. – победитель районного конкурса профессионального мастерства «Педагогический дебют - 2021», финалист второго республиканского педагогического марафона «СОТЫ», обладатель премии «БАБОЧКА ПАМЯТИ». Сергея Александровича отличает ответственное отношение к своим обязанностям. Много времени педагог уделяет повышению своего методического мастерства. «Учить всех, индивидуально работать с каждым обучающимся» - главный принцип его работы. С сентября 2022 года Наумов С.А. назначен на должность «Советник директора по воспитанию и работе с детскими общественными объединениями».
Приказ о назначении наставника (открыть)
Приказ о наставничестве №559 (открыть)
"Дорожная карта" по реализации системы наставничества "Учитель-Учитель" (открыть)
Положение о системе наставничества "Учитель-Учитель" (открыть)
СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Согласно статистическим данным около 30% молодых специалистов уходят из образовательных организаций после первого года своей работы. Это происходит по разным причинам. К одной из таких причин можно отнести то, что уже с первого дня работы молодой специалист несет ту же ответственность, что и другие педагоги, работающие не один год. Кроме того, администрация, коллеги и даже родители ожидают от молодых специалистов такого же профессионализма, как если бы они работали в течение многих лет.
Становление молодого специалиста, как правило, включает в себя следующие этапы:
- адаптация, когда происходит освоение норм профессии, ее основных требований;
- стабилизация, когда продолжается дальнейшее совершенствование профессиональной компетенции;
- творчество, когда педагог уже способен к инновационной деятельности и творчеству.
Для поддержки молодых специалистов и созданию комфортных условий в образовательных организациях, существуют различные меры поддержки, среди которых особое место занимает система наставничества.
Именно система наставничества является действенным и эффективным способом профессионального становления молодого специалиста на начальном этапе их деятельности, то есть на этапе адаптации.
К основным задачам наставничества можно отнести:
- удовлетворение потребности молодого специалиста в непрерывном образовании;
- оказание помощи (методической, психологической и т. д.) в преодолении возникающих затруднений;
- способствование формированию индивидуального стиля деятельности молодого специалиста;
- помощь молодому специалисту в использовании современных методов, приемов и образовательных технологий в образовательном процессе.
Как правило, когда молодой специалист приходит работать в новую образовательную организацию, то ему назначают наставника. Чаще всего, это преподаватель той же дисциплины или профиля, которую преподает молодой специалист, чтобы наставнику и наставляемому было легче найти общий язык. Прежде, чем начать работу, наставнику необходимо составить план работы с молодым специалистом. Система работы с молодыми специалистами строится на делении всей деятельности на 3 этапа: совместная работа наставника и молодого специалиста; координирование деятельности молодого специалиста;
самостоятельная работа молодого специалиста / творческая деятельность молодого специалиста.
Поэтому работа с молодым специалистом может длиться как несколько месяцев, так и несколько лет, в зависимости от поставленных целей работы.
Планирование основных направлений деятельности педагога-наставника с молодыми специалистами будет более эффективным, если на начальном этапе работы провести анкетирование и диагностику для выявления профессиональных затруднений. Для достижения данной цели обычно используются следующие формы работы: беседа, анкетирование, диагностика.
На основе результатов по выявлению профессиональных затруднений можно составлен план индивидуальной работы с молодым специалистом. Необходимо отметить, что для каждого молодого специалиста составляется свой, персональный план работы.
Для того, чтобы период адаптации для молодого специалиста прошел быстрее и работа молодого педагога уже на начальном этапе отличалась эффективностью, наставник может разработать методические рекомендации для молодых специалистов. Основной целью создания таких рекомендаций является возможность пользоваться ими в любое время, когда проконсультироваться с наставником по возникающим вопросам не получается.
Система наставничества предполагает использование различных форм работы: беседа, собеседование, анкетирование, тестирование, тренинговое занятие, методическая консультация, взаимопосещение занятий, участие в различных мероприятиях.
Любая деятельность должна приводить в итоге к определенным результатам. Организация системы наставничества в техникуме позволяет добиться определенных результатов. Результативность деятельности молодых специалистов также можно проследить через их участие в мероприятиях различного уровня: конкурсы, викторины, олимпиады. Более того. Разработка методических продуктов и публикации педагогических статей позволяют увидеть результаты работы с молодым специалистом.
В профессиональных образовательных организациях необходима система наставничества, для того, чтобы молодые специалисты могли преодолеть трудности, с которыми они могут столкнуться в период адаптации и успешно продолжать свою профессиональную деятельность.
Список литературы
1. Организация наставничества в школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.menobr.ru/article/5174-organizatsiya-nastavnichestva-v-shkole
2. Хисамутдинова Ф.Ф. Молодой специалист в образовательном учреждении / Ф.Ф. Хисамутдинова, З.И. Ханбикова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edurt.ru/index.php?rubrika=17&st=9909695&type=3&str=4