Образовательные стандарты

Нормативные документы, приказы, положения по введению Федеральных Государственных Образовательных Стандартов второго поколения

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (открыть)

Согласие родителей на обучение ученика по новым ФГОС (открыть)

Памятка родителям "Переход на новый ФГОС НОО" (открыть)

Памятка педагогу по переходу на новые ФГОС (открыть)

Памятка родителям "Переход на новый ФГОС ООО" (открыть)

Приказ Министерства образования и науки РБ №04-05/855 от 27.08.2021 (открыть)

Информационно-методические материалы к обновленным ФГОС (открыть)

Приказ Министерства просвещения РФ №287 от 31.05.2021 (открыть)

Информация о роли обновленных ФГОС (открыть)

ФОП – это основной документ, определяющий содержание общего образования, регламентирующий образовательную деятельность в единстве урочной и внеурочной деятельности с учетом обновленных ФГОС.

1. Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»;

 2. Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;

3. Приказ Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»;

Приказы вступают в силу со 2 января 2023 года.

ФОП по каждому уровню предусматривает непосредственное применение федеральных рабочих программ:

ФОП НОО – по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру; (открыть)

ФОП ООО - по русскому языку, литературе, истории, обществоведению, географии, основам безопасности жизнедеятельности; (открыть)

ФОП СОО – по русскому языку, литературе, истории, обществоведению, географии и основам безопасности жизнедеятельности; (открыть)

Мониторинг и контроль готовности гимназии к введению обновленных ФГОС НОО и ООО

Промежуточные итоги подготовки к обучению по обновленным ФГОС с 1 сентября 2022 года (за полугодие) - открыть

Промежуточные итоги подготовки к обучению по обновленным ФГОС с 1 сентября 2022 года (триместр) - открыть

Диагностика выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на обновленные ФГОС (открыть)

Дорожная карта мероприятий по обеспечению перехода на новые ФГОС НОО, ФГОС ООО на 2021–2027 годы (открыть)

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (открыть)

Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий для реализации ФГОС СОО (открыть)

Приказ МО РФ о  внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 26 ноября 2010 года №1241 (открыть)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (открыть)

Информация о ФГОС (открыть)

Образовательные стандарты (открыть)

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (открыть)

Закон Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 01.07.2013 №696-з (открыть)

Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (открыть)

Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373» (открыть)

Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (открыть)

Приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (открыть)

Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (открыть)

Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (открыть)

Информация о ФГОС на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (открыть)

Каталог электронных образовательных ресурсов по ФГОС (открыть)

ФГОС с ОВЗ

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (открыть)

ФГОС: Начальное общее образование
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИРОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

(Минобрнауки России)

ПРИКАЗ
Зарегистрирован Минюстом России
22.12.2009, рег.
№ 177856 октября 2009 г.
№ 373Об утверждении и введении в действие
федерального государственного
образовательного стандарта
начального общего образования

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:

  1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
    2. Ввести в действие с 1 января 2010 года федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный настоящим приказом.

Министр А. Фурсенко

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию»

О федеральных государственных образовательных стандартах

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). 
Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты 
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ в соответствии с требованием Статьи 7. «Закона об образовании и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования». С официальном приказом о введение в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России:http://минобрнауки.рф/
Какие требования выдвигает новый ФГОС? 
Стандарт выдвигает три группы требований: 
• Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования 
• Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования, 
• Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. 
Что является отличительной особенностью нового Стандарта? 
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

· Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов

Для кого написан ФГОС?

ФГОС написан для всех участников образовательного процесса (педагоги, обучающиеся, их родители (законные представители) и социальных партнеров, общественности). Содержание Стандарта представляет собой информацию, касающуюся организации педагогической, информационно-образовательной среды в образовательном учреждении, организации учебного и воспитательного процесса. Представлены те планируемые результаты, на освоение которых ориентирован образовательный процесс в школе.

Как изменятся взаимоотношения с родителями?

В основу ФГОС заложена идея «Стандарт как общественный договор», которая определяет взаимоотношения образовательного учреждения и семьи. Так, в соответствии с требованиями ФГОС родители (законные представители) обучающихся являются полноправными заказчиками и участниками образовательного процесса. Изучая запросы родителей, школа разрабатывает часть ООП, формируемую участниками образовательного процесса. В процессе разработки и реализации ООП родители и школа становятся полноправными партнерами. Документом, определяющим права и обязанности сторон, будет являться Договор о предоставлении общего образования в ОО…

Каковы особенности ФГОС?

С 1 сентября 2011 года ФГОС вводится во всех первых классах общеобразовательных учреждений России. 
ФГОС – принципиально новый для российской школы документ, который определяет требования к системе образования, а не к личности ученика. Определены три вида требований:

к результатам освоения основной образовательной программы,

к структуре основной образовательной программы,

к условиям реализации основной образовательной программы.

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к окончанию начальной школы. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных  результатов. Одной из отличительных особенностей нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. 
Новый Стандарт предполагает наличие в образовательной организации основной образовательной программы (ООП) на каждой ступени образования как программы действий, задающей путь движения начальной школы от постановки цели к результату. Данная программа разрабатывается образовательной организацией самостоятельно на основе примерных основных образовательных программ; ответственность за принятие ООП и за качество ее реализации несет непосредственно образовательная организация. 
При разработке ООП акцент делается не на содержании образования (в новом стандарте отсутствует такое понятие, как «минимум содержания» образования), а на его результатах. Результаты обучения направлены на формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе). В ФГОС появляется понятие УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ как основа умения учиться, которые должны быть сформированы в основном к окончанию начальной школы. 
Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для их формирования предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы как части ООП задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Стандарт, ориентированный на личностное развитие ребенка, предполагает:

становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Новым механизмом достижения личностного развития каждого ребенка в условиях введения ФГОС является организация внеурочной деятельности, обеспечивающей духовно-нравственное развитие обучающихся, организацию досуговой деятельности детей.

На какие результаты ориентирован ФГОС?

В соответствии с целями основной образовательной программы результаты образования школьников, обучающихся по любому УМК, к окончанию начальной ступени могут быть представлены через:

предметные результаты,

метапредметные результаты (УУД или ключевые компетентности),

личностные результаты (социальный опыт).

Достижение любого результата происходит в урочной и внеурочной деятельности. Особое значение уделяется новому подходу в организации урока, так как теперь ведущим принципом, определенным для достижения планируемых результатов, является принцип развивающего образования. В учебном процессе реализуется деятельностный подход.
Такое представление результатов требует нового подхода к системе оценивания, который предполагает переход на критериальную, содержательную оценку; оценку индивидуального прогресса учащихся; разделение по содержанию, функциям и способам проведения формативного (текущего) и суммарного (итогового) оценивания; расширение форм и способов оценочных процедур; изменение в содержании контрольно-измерительных материалов, в способах и формах предъявления образовательных (учебных и внеучебных) достижений младших школьников, включая использование электронных форм оценки.

Какие условия должны быть созданы в школе для реализации ООП?

Для реализации ООП необходимо создание условий: кадровых, финансовых, материально-технических. Особое значение имеет учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП, формирование информационно-образовательной среды начальной школы. 
Информационно-образовательная среда начальной школы должна поддерживать в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: планирование образовательного процесса; размещение и хранение материалов, используемых в образовательном процессе, в том числе и работ обучающихся и педагогов, различных информационных ресурсов; фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения ООП; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе, дистанционное, посредством сети Интернет; управление образовательной деятельностью внутри образовательного учреждения; взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями.
Результатом реализации этих условий будет создание комфортной развивающей образовательной среды, которая обеспечит доступность качественного образования в  школе, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, охрану и укрепление их здоровья.

Какие изменения произойдут в содержании образования? Как изменятся учебные пособия, по которым обучаются дети?

Фактически каждый авторский коллектив учебно-методических комплектов, по которым обучаются первоклассники, разработал и представил новое поколение учебников, рабочих тетрадей, определяющих организацию деятельности на уроке. Мы уже говорили о значимости системно-деятельностного подхода. Разработаны такие задания, которые направлены на организацию деятельностной позиции ученика в учебном процессе.
В процессе обучения детям предлагается самостоятельно проводить наблюдения, измерять расстояния, активно включаться в деятельность: анализировать, сравнивать, сопоставлять, выдвигать гипотезы, предлагать пути их решения, проводить смысловое маркирование значимых фрагментов текста; читать язык условных обозначений; искать информацию в словарях и справочниках; понимать структуру книги. Современный ученик уже в начальной школе встречается с электронными образовательными ресурсами, учится работать с интернет-адресами по доступным темам. В комплекте с учебниками предполагается использование электронных пособий к каждому учебному курсу.
Со 2 класса вводится иностранный язык, в результате изучения которого на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения.
В 4 классе со второго полугодия вводится новый комплексный учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России», который дифференцируется по нескольким модулям: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры», «Традиционные религии в России», «Основы светской этики». 
Предметное содержание курса соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям учеников ступени начального общего образования. Все перечисленные модули имеют примерно одинаковую структуру и направленность, которая отражает важнейшие основы религиозных культур и светской этики. Выбор одного из модулей осуществляется обучающимися по своему желанию и с согласия родителей (законных представителей).

Предполагается ли введение отдельного предмета «Информационные технологии» уже в начальной школе?

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся на ступени начального образования будет осуществляться на всех без исключения предметах с целью приобретения навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Дети будут учиться работать с разными информационными объектами: текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных. Например, изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Изучение искусства предполагает наравне с традиционными методами и приемами обучения применение цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.
В контексте изучения всех предметов предполагается широкое использование различных источников информации, в том числе Интернет.
В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях.
Интегрированный подход к обучению по ФГОС предполагает активное использование знаний, полученных при изучении различных предметов. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Каковы особенности организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении?

Стандарт предполагает организацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Ее содержание отражается в основной образовательной программе образовательной организации. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательной организации и согласуется с родителями обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Выбор направлений и форм занятий будет формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Целесообразно привести конкретные примеры из ООП. 
Во внеурочную деятельность могут входить экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады,

Также информацию о ФГОС можо найти на сайтах:

Института стратегических исследований в образовании РАО

и на сайте Министерства Образования РФ

Приказ Минобрнауки №2357 от 22 сентября 2011 г. (открыть)

Приказ Минобрнауки начального общего образования от 6 октября 2009 г. (открыть)

Приказ Минобрнауки №1241 о внесении изменений ФГОС начального общего образования (открыть)

Постановление Правительства Российской Федерации N 142 от 24 февраля 2009 г. (открыть)


Печать  

Publish modules to the "offcanvs" position.

Сейчас 322 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте