Приказ о назначении наставника (открыть)

Приказ о наставничестве №559 (открыть)

"Дорожная карта" по реализации системы наставничества "Учитель-Учитель" (открыть)

Положение о системе наставничества "Учитель-Учитель" (открыть)

СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Согласно статистическим данным около 30% молодых специалистов ухо­дят из образовательных организаций после первого года своей работы. Это происходит по разным причинам. К одной из таких причин можно отнести то, что уже с первого дня работы молодой специалист несет ту же ответственность, что и другие педагоги, работающие не один год. Кроме того, администрация, коллеги и даже родители ожидают от молодых специалистов такого же профес­сионализма, как если бы они работали в течение многих лет.

Становление молодого специалиста, как правило, включает в себя следующие этапы:

  • адаптация, когда происходит освоение норм профессии, ее основных требований;
  • стабилизация, когда продолжается дальнейшее совершенствование про­фессиональной компетенции;
  • творчество, когда педагог уже способен к инновационной деятельности и творчеству.

Для поддержки молодых специалистов и созданию комфортных условий в образовательных организациях, существуют различные меры поддержки, среди которых особое место занимает система наставничества.

Именно система наставничества является действенным и эффективным способом профессионального становления молодого специалиста на начальном этапе их деятельности, то есть на этапе адаптации.

К основным задачам наставничества можно отнести:

  • удовлетворение потребности молодого специалиста в непрерывном об­разовании;
  • оказание помощи (методической, психологической и т. д.) в преодолении возникающих затруднений;
  • способствование формированию индивидуального стиля деятельности молодого специалиста;
  • помощь молодому специалисту в использовании современных методов, приемов и образовательных технологий в образовательном процессе.

Как правило, когда молодой специалист приходит работать в новую обра­зовательную организацию, то ему назначают наставника. Чаще всего, это пре­подаватель той же дисциплины или профиля, которую преподает молодой спе­циалист, чтобы наставнику и наставляемому было легче найти общий язык. Прежде, чем начать работу, наставнику необходимо составить план работы с молодым специалистом. Система работы с молодыми специалистами строится на делении всей деятельности на 3 этапа: совместная работа наставника и мо­лодого специалиста; координирование деятельности молодого специалиста;

самостоятельная работа молодого специалиста / творческая деятельность молодого специалиста.

Поэтому работа с молодым специалистом может длиться как несколько месяцев, так и несколько лет, в зависимости от поставленных целей работы.

Планирование основных направлений деятельности педагога-наставника с молодыми специалистами будет более эффективным, если на начальном этапе работы провести анкетирование и диагностику для выявления профессиональ­ных затруднений. Для достижения данной цели обычно используются следую­щие формы работы: беседа, анкетирование, диагностика.

На основе результатов по выявлению профессиональных затруднений можно составлен план индивидуальной работы с молодым специалистом. Необходимо отметить, что для каждого молодого специалиста составляется свой, персональный план работы.

Для того, чтобы период адаптации для молодого специалиста прошел быстрее и работа молодого педагога уже на начальном этапе отличалась эффек­тивностью, наставник может разработать методические рекомендации для мо­лодых специалистов. Основной целью создания таких рекомендаций является возможность пользоваться ими в любое время, когда проконсультироваться с наставником по возникающим вопросам не получается.

Система наставничества предполагает использование различных форм ра­боты: беседа, собеседование, анкетирование, тестирование, тренинговое заня­тие, методическая консультация, взаимопосещение занятий, участие в различ­ных мероприятиях.

Любая деятельность должна приводить в итоге к определенным результа­там. Организация системы наставничества в техникуме позволяет добиться определенных результатов. Результативность деятельности молодых специали­стов также можно проследить через их участие в мероприятиях различного уровня: конкурсы, викторины, олимпиады. Более того. Разработка методиче­ских продуктов и публикации педагогических статей позволяют увидеть ре­зультаты работы с молодым специалистом.

В профессиональных образовательных организациях необходима система наставничества, для того, чтобы молодые специалисты могли преодолеть труд­ности, с которыми они могут столкнуться в период адаптации и успешно про­должать свою профессиональную деятельность.

Список литературы

1. Организация наставничества в школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.menobr.ru/article/5174-organizatsiya-nastavnichestva-v-shkole

2. Хисамутдинова Ф.Ф. Молодой специалист в образовательном учрежде­нии / Ф.Ф. Хисамутдинова, З.И. Ханбикова [Электронный ресурс]. - Режим до­ступа: http://edurt.ru/index.php?rubrika=17&st=9909695&type=3&str=4

 


Печать