Образование инклюзивное

Uncategorised Просмотров: 3084

НАВИГАТОР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

navigator

Министерством образования и науки Республики Башкортостан разработан и презентован информационный портал Навигатор инклюзивного образования Республики Башкортостан.(<<<)
На портале публикуются новости, связанные с обучением, отдыхом и участием в мероприятиях детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, нормативно-правовые документы муниципального, регионального и федерального уровней. Также для родителей и специалистов органов местного самоуправления и образовательных организаций созданы специальные разделы, в которых публикуется полезная информация и опыт региональных и федеральных специалистов для каждой категории лиц.
Одной из особенностей портала является интерактивная карта социальных объектов республики, на которой посетители портала могут увидеть все социальные объекты в разрезе каждого района и полную информацию по каждому объекту. Предусмотрена возможность регистрации организации, как юридического лица, после которой учреждение добавляется на интерактивную карту социальных объектов.
В случае, если на портале не удалось найти необходимую информацию, предусмотрена вкладка «Задать вопрос», в которой любой желающий может задать интересующий вопрос касательно обучения детей с ОВЗ, а специалисты региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и образовательных организаций предоставят ответ. К тому же специалисты могут сами публиковать события, которые происходят в муниципальных образованиях.

inkljuz 715x400

Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития они не могут наравне со своими обычными сверстниками осваивать школьную программу. И, к сожалению, прогнозы врачей неутешительны: с каждым годом число ребят с ограниченными возможностями здоровья растет на 4 %. Еще недавно такие дети воспитывались и учились в специализированных коррекционных школах и школах-интернатах. В последнее время в образовании стали проводиться реформы, призванные помочь особым детям влиться в общество, обучаться вместе со своими здоровыми ровесниками и стать со временем полноценными членами социума. На это же направлена и программа «Доступная среда», цель которой приспособить условия окружающего мира под потребности людей с ограниченными возможностями.

Еще в 1990-х годах начали появляться первые экспериментальные школы, которые принимали на обучение детей с ОВЗ и инвалидов. Однако только после 2012 года, когда были внесены изменения в закон «Об образовании», у детей-инвалидов появилась законодательная база для получения права на образование независимо от состояния здоровья. Этот же закон регламентирует права учащихся с ОВЗ на их социализацию и возможность обучаться в общеобразовательных школах вместе с обычными детьми. Это явление называют инклюзивным образованием.


Что это за вид обучения? Этим термином обозначают совместное обучение здоровых детей и их ровесников, имеющих ограничения по здоровью. При этом речь идет не о специализированных классах или группах для детей-инвалидов в общеобразовательных школах или дошкольных образовательных учреждениях. Все дети независимо от их состояния здоровья, умственных или физических возможностей или ограничений занимаются вместе в одном классе или группе. Это способствует уменьшению социальной пропасти и стиранию граней между обычными и «другими» детьми.

В основе самой идеи инклюзии лежит право каждого гражданина России на получение образования. Оно закреплено ст. 43 Конституции нашей страны. Об этом же гласит и 28 статья Конвенции ООН о правах ребенка.

В нашей стране инклюзивное обучение опирается на закон «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 и на статью 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ. Кроме того, все образовательные учреждения, занимающиеся инклюзивным обучением, в своей работе опираются на Федеральный государственный образовательный стандарт и в соответствии с ним разрабатывают собственные программы.
Инклюзивное образование основано на таких принципах:

- Все люди независимо от своих умственных, физических и иных способностей и ограничений нуждаются в полноценном общении.

- Каждый человек ценен сам по себе как личность.

- Все люди могут чувствовать и думать.

- Каждый из нас нуждается в дружеских отношениях, поддержке и взаимопонимании ровесников.

- Люди нуждаются друг в друге.

Процесс обучения в школах с инклюзивными классами организован с учетом специальных методов, принципов и подходов. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья в классах обычно составляет два человека, при общей численности класса – 25 человек. Если таких деток больше двух, то число учащихся в классе уменьшается.

Обучение в школе для ребенка-инвалида не означает, что его неподготовленным помещают в новую для него среду. К каждому в учреждении приставлен специалист, который наблюдает за ним и поддерживает его, поэтому очень важно в школе присутствие социальных педагогов, психологов, прошедших особую подготовку.

В основу образования включается:

Многие люди в нашей стране до сих считают, что детям с ограниченными возможностями нельзя учиться в одной школе и тем более в одном классе с обычными детьми. По их мнению, таким детям труднее осваивать школьную программу, они не смогут учиться на хорошие отметки, что будет сказываться на их самооценке. Еще одно опасение некоторых родителей состоит в том, что в таких школах уровень обучения намного ниже, чем в обычных, так как приспособлен под физические и умственные возможности детей-инвалидов. Однако, как показывает опыт школ, в которых этот проект уже успешно реализован, зачастую дети-инвалиды учатся не хуже своих сверстников без ограничений по здоровью; а уровень обучения, вовлеченности в образовательный, воспитательный и социальный процессы в инклюзивных классах выше, чем в обычных.

Печать